Показатели оборачиваемости активов, коэффициент рентабельности продаж,
оценка эффективности бизнеса в 1С

Часто в обсуждении финансов компаний или обсуждении эффективности (или неэффективности) компаний фигурирует показатель оборачиваемости.

И действительно оборачиваемость может нам сказать многое о компании и о том,
как она работает со своими ресурсами (деньги, товары, материалы, оборудование).
Но что действительно показывает показатель и как его правильно считать?
Именно на эти вопросы мы попробуем ответить в данной статье.

В общем смысле оборачиваемость показывает отношение 1 показателя, характеризующего результата к деятельности другого показателя, характеризующему объем необходимых ресурсов для этого. Например, могут быть следующие варианты:

  • 1
    Оборачиваемость активов = Выручка / Стоимость активов компании
  • 2
    Оборачиваемость запасов = Выручка / Стоимость запасов компании
  • 3
    Оборачиваемость запасов для склада = Себестоимость проданных запасов /Стоимость запасов компании
  • 4
    Оборачиваемость денежных средств = Сумма поступлений от покупателей /Стоимость активов компании
  • 5
    Оборачиваемость склада для производства = Стоимость переданных в производство запасов / Стоимости запасов на складе
  • 6
    Оборачиваемость производства = Себестоимость выпуска продукции /Стоимость незавершенного производства

При желании можно добавить свои показатели в этот ряд, здесь все зависит только от фантазии.

  • 1
    Числитель — это показатель за период. То есть, это всегда значение за период, за месяц, за год, за квартал.
  • 2
    Знаменатель – это показатель на дату. То есть это значений на какой-то момент времени. И у нас сразу возникает вопрос: А на какой? Обычно, здесь рассчитывается среднее значение.

    В простейшем примере берется значение на начало периода и на конец периода и делится на 2. Но такой подход может быть рискованным, и может сильно исказить картинку.

    Например, если мы анализируем оборачиваемость склада за месяц, и у нас придет большая поставка от поставщика 31-го числа, то у нас будет сильное искажение. Поэтому, важно считать среднее значение Стоимости активов (Запасов и т.д.), используя показатели за максимально бОльшее количество периодов, особенно это актуально для стоимости запасов (стоимость всех активов компании меняется обычно более медленно).
Пример:
Считаем оборачиваемость склада:
  • Выручка за месяц в закупочных ценах составила 400 тыс. рублей
  • Остаток товаров на начало был 200 тыс. рублей
  • На конец периода стал 500 тыс. рублей
Если посчитаем оборачиваемость простым способом, то получится:

400 тыс. рублей /
(200 тыс рублей + 500 тыс рублей) / 2
= 1.14


Подсчет остатка товаров - компания Идея
Рассмотрим вариант когда мы посчитаем средние остатки за каждый день, предположим у нас была следующая картина:
1. 200 тыс. руб.
2. 150 тыс. руб.
3. 100 тыс. руб.
4. 0 тыс. руб.
5. 0 тыс. руб.
6. 0 тыс. руб.
7. 200 тыс. руб.
8. 150 тыс. руб.
9. 100 тыс. руб.
10. 0 тыс. руб.
11. 0 тыс. руб.
12. 0 тыс. руб.
13. ……
31. 500 тыс. руб.

Средние запасы = сумма запасов за 31 день / 31 = 1400 / 31 = 45,16 тыс. руб.
В результате получим следующую картину: 400 тыс. руб. / 1400 / 31 = 8,86

И получается, что мы получаем совершенно другую картину.
Разница в показателях составила почти 8 раз.
Конечно, это экстремальный пример, но тем не менее ситуация вполне реальная. Таким образом очень важно считать среднее именно за каждый день.

Во многих версиях 1С есть показатель Оборачиваемости. Но всегда важно изучить, как именно он считается и что берется за основу.
Также показатель оборачиваемости можно выразить в днях, для этого необходимо количество дней в периоде, разделить на показатель оборачиваемости, и в наших 2-х примерах получится следующее:

1. 31 / 1.14 = 27.19
2. 31 / 8.86 = 3.5


Расчет оборачиваемости по дням - ООО Идея
Другими словами деньги, вложенные в запасы, оборачиваются за 27 дней и 3.5 дня соответственно. Часто это очень удобно для наглядного представления информации.

Чем меньше количество дней, ну или, чем выше оборачиваемость,
тем эффективнее работает компания.

Однако оборачиваемость может нас также ввести в заблуждение:

В примере, разобранном по дням видно, что у нас не было товара большую часть периода. И соответственно мы могли бы продать гораздо больше при условии, если бы у нас был товар на складе. И скорее всего показатель оборачиваемости был бы хуже, но вот денег мы бы заработали гораздо больше, поэтому высокие показатели оборачиваемости по товарам могут говорить,
что у нас его существенно не хватает на складе.
Подсчет рентабельности запасов - ООО Идея

Если мы заменим показатели выручки на показатель прибыли,
то получим рентабельность запасов (или активов, если поделим на стоимость активов).
Этот показатель нам подскажет, сколько процентов мы зарабатываем на текущих запасах.
Давайте рассмотрим методы, как считается данный показатель:

  • 1
    Выручка за 30 дней 1 млн. рублей
  • 2
    Себестоимость проданных товаров за 30 дней 700 тыс. рублей
  • 3
    Средние запасы за период составляют 1 млн. рублей.
Рентабельность Запасов = (Выручка – Себестоимость продаж) /
Средняя стоимость запасов * 100
Рентабельность Запасов = (1 млн. - 0,7 млн.) / 1 млн. * 100 = 30%

Это очень хороший показатель.
Получается, что с вложенных денег в товар мы зарабатываем 30% в месяц.

Для того, чтобы более удобно и универсально анализировать Рентабельность,
ее часто приводят к годовым значениям:

Рентабельность за год = 30% * (365 дней в году / 30 дней в период)
= 365% годовых


Получается очень хорошая доходность. При условии, что мы будем продавать в течение года с такой же прибыльностью и скоростью, данные запасы нам будут приносить 365% годовых.
Как высчитать чистую прибыль компании - ООО Идея
При желании, прибыль можно очистить от остальных расходов и тогда можно будет считать рентабельность запасов по чистой прибыли.
Очень полезно сравнивать результат деятельности компании по чистой прибыли со ставкой депозита.

Например, если рентабельность компании по чистой прибыли меньше, чем ставка депозита в банке (например, сейчас это 7%), то деятельность компании совершенно точно неэффективна.
В таких конфигурациях как:
1. 1С:Управление нашей фирмой (1С:УНФ)
2. 1С:Управление торговлей (1С:УТ)
3. 1С:Комплексная автоматизация ( 1С:КА)
4. 1С:ERP
Часто используется показатель Рентабельности продаж.

Этот показатель в 1С считается следующим образом:

Валовая прибыль = Выручка - Себестоимость продаж
Рентабельность Продаж = Валовая Прибыль / Себестоимость продаж * 100


Этот показатель показывает следующее:
Сколько денег мы заработаем на вложенный рубль.

В примере описанном выше:
1. Выручка за 30 дней 1 млн. рублей
2. Себестоимость проданных товаров за 30 дней 700 тыс. рублей

Рентабельность = 300 тыс. рублей / 700 тыс. рублей * 100 = 42.86%


То есть на вложенный рубль компания получает 42.86 коп.
Этот показатель часто фигурирует в 1С и считается правильно,
главное понимать, что он означает.

Также часто в 1С встречается показатель Эффективности,
особенно в таких конфигурациях:
1. 1С:Управление нашей фирмой (1С:УНФ)
2. 1С:Управление торговлей (1С:УТ)
3. 1С:Комплексная автоматизация ( 1С:КА)
4. 1С:ERP

Эффективность = Валовая прибыль / Выручка * 100
Компания Идея - Прибыль, полученная с каждого вложенного рубля
Этот показатель показывает, сколько можно заработать с каждого вырученного от покупателя рубля.

В нашем примере он составляет 30%, то есть с каждого вырученного рубля от клиента мы будем получать 30 коп.
В 1С эти показатели считаются корректно, при условии правильно рассчитанной себестоимости товаров.

Таким образом показатели Рентабельности запасов и Оборачиваемости запасов достаточно эффективно позволяют нам проанализировать деятельность компании с точки зрения эффективности использования ресурсов (активов, денег и запасов).

А какие показатели используете вы в анализе деятельности компании?
Девиз нашей компании: Делаем нашу страну лучше, совершенствуя бизнес наших клиентов.

Мы верим, что правильно настроенные показатели позволят вывести ваш бизнес на новый уровень! Оставляйте заявку на бесплатную консультацию ниже.

Мы автоматизируем компании с помощью 1С, Битрикс24, amoCRM,
DataMobile, Yclients, МойСклад, Power BI.

За годы работы мы автоматизировали более 375 компаний, в самых разных сферах бизнеса от производства тягачей для ядерных ракет, до производства молока и организации детских праздников.
12 августа / 2022

Запишитесь на бесплатную консультацию

Наш эксперт перезвонит Вам в течение рабочего дня
и ответит на все Ваши вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.