Стоимость производственных запасов,
точка безубыточности продукции,
учет ткани, обуви, одежды

Чем характерны бизнесы по продаже одежды, тканей,
нижнего белья, обуви в розницу?

Вот основные общие черты:
Компания Идея - Учет для компаний по продаже тканей, нижнего белья, обуви
- Наличие нескольких вариантов (размеров, цветов) на 1 товар, как следствие всегда есть остаток, который не продается.

- Необходим большой выбор, чтобы товар продавался, если из товара висит только 2 юбки, они не продадутся. Как следствие – есть не удачный товар.

- Долгий цикл поступления товара. Если поставка из Китая, то это 1-2 месяца. Даже если это Турция, то ожидание составляет 1 месяц или больше, и даже если это Европа, то это также не быстро.

- Большие складские запасы, если брать даже актуальный товар, то у магазина одежды или тканей это товара на миллионы рублей.

- Почти всегда есть остатки товара, которые лежат годами. Некоторые фирмы даже специально снимают контейнер для старого товара.

- Достаточно высокие наценки. Не думаю, что кто-то наценивает меньше 50 %, скорее от 100 %

- Обычно продажа сопровождается высокой маркетинговой (часто скидочной) активностью. У крупных брендов есть аутлеты, для того чтобы продать старое.
Ключевой единицей для
бизнеса является поставка
(для производителей -
коллекция)
На мой взгляд, для данных видов бизнеса ключевой единицей (или, если сказать более модно, ключевым "юнитом") является поставка (для производителей можем заменить на слово коллекция). Я бы мерил прибыльность, да и вообще все - по поставкам )). Объясню:

Вы купили товара на 1 млн, сделали наценку - должны продать весь его за 3 млн. С момента, когда вы продали 66 % товара с партии, вы уже отбили расходы (на закупку, на содержание офиса, магазина и т.д.). А дальше, за сколько бы вы не продали остальные 34 % товара, это уже идет в чистую прибыль.

Это ключевые показатели по анализу поставок, по каждой нужно делать вывод, в чем вы ошиблись при заказе, что не получилось. Чтобы пытаться их исправить в будущем. Еще один продуктивный совет - привязать зарплату закупщиков к указанным выше показателям.


Если принять такую модель, вытекают
следующие показатели:
  • 1
    Уровень окупаемости поставки
    Сколько надо продать, чтобы покрыть стоимость поставки. Пример: купили за 1 млн., продавать будем за 3 млн. Уровень равен 33 %. Им вы можете играть, чем он ниже, тем выше доходность и скорость оборота, и тем вы свободнее в маркетинговых действиях на акции. Здесь важно учитывать скидки, которые вы даете. В идеале просто считать по закупочной цене.
  • 2
    Уровень точки безубыточности по поставке
    Помимо расходов на закупку ткани у вас есть расходы на содержание магазинов и бизнеса. Их и надо учитывать исходя из аналитики за прошлый период. То есть определили, что расходы у вас составляют 30% от стоимости продаж, следовательно, вам необходимо продать на 2 млн. рублей с этой поставки, чтобы покрыть расходы и выйти в точку безубыточности (на самом деле даже с маленькой прибылью). В нашем примере она составляет 66 %.
  • 3
    Срок оборачиваемости поставки по окупаемости
    Это за сколько по времени мы продадим первые 33 % поставки. Показывает скорость работы. Когда проблема с оборотными средствами, с этого момента можно заказывать новую поставку.
  • 4
    Срок оборачиваемости поставки до безубыточности
    Это за сколько по времени мы продали 66 % поставки. То за сколько мы покрыли расходы и начали зарабатывать с этой поставки.
  • 5
    Уровень остатка от поставки
    Процент остатка от поставки. Сколько на данный момент осталось от любой партии. После совершения 10-15 поставок вы анализируете для себя уровень полной проданности партии. Например, показатель в 80 % или 90 %. То, что у вас будет считаться окончанием активной работы по поставке.
  • 6
    Срок проданности партии
    Дальше путем аналитики вычисляем, за сколько у нас поставка должна дойти до показателя уровня проданности партии. Например, вы говорите, что это 3 месяца. И на этот момент анализируем уровень остатка партии. Если целевой показатель проданности (80 %, например) достигнут, то партия достигла успеха, все довольны.
Компания Идея - Срок проданности партии

После срока проданности партии, желательно переводить работу с товаром по этой партии в другой отдел. Который бы максимально старался продать этот товар, другими, новыми способами.


Следующие показатели, которые я бы анализировал это:
  • 1
    Стоимость запасов
    У вас закопаны в запасах миллионы чистой прибыли. Необходимо анализировать стоимость их, и стараться снижать их. И я бы ставил это как KPI маркетологам.
  • 2
    Оборачиваемость запасов
    Это отношение суммы продаж к стоимости запасов. Этот показатель показывает, на сколько вы эффективно работаете со складом.
    Приведу простой пример, у АвтоВаза этот показатель равен 66 %, а у Toyota 1 %. То есть чтобы продать на 1 млн $ Тойоте надо 10 тыс. $ Активов. А Автовазу надо 660 Тыс. $ Активов. Это одна из причин такой большой разницы между этими компаниями. Если мы посчитаем оборачиваемость, то для многих магазинов даже АвтоВаз будет с хорошим показателями))
  • 3
    Доля продаж по партиям товаров
    Сколько в общем объеме продаж занимает стоимость старых товаров, новых товаров. Можно прям разбить по партиям в аналитике.
  • 4
    Прибыль с поставки
    Как писал выше анализ по каждой партии уровня доходности.
  • 5
    Структура продаж по производителям, по видам товара
    Кто сколько вам приносит прибыли и какую долю занимает в продажах.
  • 6
    ТОП 30 позиций по продажам
    Я бы всегда их отслеживал и старался их максимально держать на складе, чтобы они всегда были.
  • 7
    ТОП 30 худших позиций
    Они вообще не продаются, долго не продаются. Здесь вы найдете много интересного, некоторые товары так и не вывесили на витрину, или не добавили в каталоги и т.д.
  • 8
    ТОП 30 самых старых товаров
    Если компания существует давно, то они лежат у вас на складе с момента, когда Президентом был Ельцин и вы все думаете, что их когда-то продадите. Здесь нужна ультра сильная акция, или просто выкинуть.
  • 9
    Среднее количество товаров в сделке
    Сколько в среднем покупает клиент, как этот показатель повысить.
  • 10
    Количество продаж
    Сколько у вас продаж в день, сколько продаж в месяц. Как повысить этот показатель?
  • 11
    Среднее количество продаж на продавца
    И просто количество продаж на каждого продавца. Быть может, они загружены, или может их надо меньше.
  • 12
    Количество допродаж товара
    Сколько продаж аксессуаров, средств по уходу, шляпок и т.д. совершает продавец. Как их замотивировать и увеличить этот показатель.
  • 13
    Средний чек
    Сколько в среднем тратит клиент у вас. Как его повысить?
  • 14
    Объем продаж с квадратного метра зала
    Сколько вы зарабатываете с квадратного метра, насколько эффективна экспозиция, что поменять. Анализ продаж по залам, магазинам, этажам. Что весит просто так?
Если данный подход вам интересен, мы можем помочь его реализовать в вашей компании.
Если у вас есть мнение или вопрос на этот счет, то пишите в комментариях, буду рад обсудить.

Наша компания занимается автоматизацией уже более 12 лет, наш сайт.
Мы автоматизируем компании с помощью 1С, Битрикс 24, AMO CRM, Yclients, МойСклад, Power BI.

За годы работы мы автоматизировали более 200 компаний, в самых разных сферах бизнеса от производства тягачей для ядерных ракет, до производства молока и организации детских праздников.
10 мая / 2020

Запишитесь на бесплатную консультацию

Наш эксперт перезвонит Вам в течение рабочего дня
и ответит на все Ваши вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.