Производство продукции в мебельных компаниях, с учетом расчета потребности, сдельной зарплаты

В данной статье рассмотрим типовой функционал программы 1С:УНФ, с помощью которого можно организовать работу мебельных компаний, и не только их.
! ! !
Процесс производства начинается с Заказа покупателя, при условии работы под заказ, либо с Заказа на производство. Для примера, откроем документ - Заказ покупателя и выберем номенклатуру. Ключевым моментом для производства является спецификация. В частности для мебельного производства, она может появится в 1С тремя способами.
Первый способ - это загрузка из Базис.Мебельщика, когда присутствуют типовые механизмы, при которых данные можно загрузить из Excel, и наши доработки, когда выгрузка происходит по нажатии на кнопку.
Компания Идея - Настройка параметрической спецификации
Компания Идея - Загрузка данных из Базис.Мебельщика
Большинство мебельных компаний чертят в Базис.Мебельщике, PRO100, либо в каких-то других программах. Из них можно в Excel выгрузить номенклатуру, список материалов и загрузить в спецификацию.
Спецификация - это набор материалов и операций, которые описывают процесс
производства.
Второй вариант - это параметрическая спецификация, когда указывается набор параметров: материал фасада, корпуса, высота, и программа автоматически рассчитает необходимое количество материала, потому что внутри спецификации прописаны формулы. Если поставить галочку Blum, то по формуле будет выбираться набор фурнитуры Blum, если галочка не будет проставлена, то будет использован набор китайской фурнитуры.
ООО Идея - Как использовать фурнитуру Blum
Компания идея - Как использовать формулы в 1С
Как редактировать формулы в 1С - ООО Идея
Таким образом можно расписать практически любые, даже очень сложные варианты производства. В зависимости от выбранных параметров параметрической спецификации, программа будет рассчитывать количество материала или его характеристики, или сама номенклатура материала будет выбрана.
В третьем варианте присутствует простая спецификация, которая описывает процесс производства. Важный момент заключается в том, что с точки зрения производства, спецификация может быть по-разному выполнена, как без полуфабрикатов, так и с ними.

Для примера рассмотрим вариант с полуфабрикатами. Суть в следующем, у анс есть продукция - шкаф, который состоит из фасада, корпуса и фурнитуры Blum. За товаром закреплены следующие операции: сборка и установка.
Выпуск продукции с полуфабрикатами - компания Идея
Как работать с номенклатурой в 1С - компания Идея
В свою очередь, фасад шкафа состоит из своего производства (номенклатура: МДФ и эмаль) и своих операций (распил фасада, нанесение эмали).
Компания Идея - Как создать спецификацию в 1С УНФ
ООО Идея - Как указать операции производства в 1С
Корпус состоит из кромки и ЛДСП. И, конечно, операций распила ЛДСП и оклейки кромки. Так появляется процесс производства с полуфабрикатами. Для производства продукции давайте укажем какую-то цену за шкаф.
Как создать Заказ покупателя в 1С УНФ - компания Идея
! ! !
Проведя Заказ покупателя, движемся в сторону производства. На основании Заказа покупателя необходимо создать Заказ на производство. Он показывает некую потребность того, что необходимо провести. Заказ на производство выпускает шкаф, а тот имеет фасад, корпус и фурнитуру, и набор операций. С помощью Заказа на производство операции можно планировать либо сразу на конкретного человека, либо для каждой операции отмечать исполнителя. Для этого в 1С есть переключатель, где указываются Исполнители. Давайте операцию по сборке поручим слесарю Петровичу, а сборку Иванову Ивану Ивановичу.
ООО Идея - Как создать Заказ на производство в 1С
Компания Идея - Настройка исполнителя для производства
Компания Идея - Как назначить исполнителя на производстве в 1С
Как назначить ответственного за производство в 1СУНФ - компания Идея
Это мы провели корневой заказ. А вообще, смысл Заказа на производство состоит в том, что он, во-первых, планирует операции, которые необходимо выполнить. Во-вторых, он резервирует и создает потребность в материалах.
Как проверить потребность в материалах в 1С - ООО Идея
Из скрина выше видно, какие материалы нам нужны в данный момент. В нашем примере все материалы отсутствуют на складе. Если что-то было бы в наличии, то мы могли бы это зарезервировать в 1С, в данном случае видим пустой столбик - В резерв. При отсутствии материалов, их необходимо заказать. Стоит отметить, что у каждого материала есть описание того, как он к нам поступает, либо путем закупки, либо производства. У нас для фурнитуры стоит механизм закупки, поэтому если создать на основании открытого документа Заказ поставщику, то можно заказать у поставщика набор фурнитуры по какой-то цене, и он нам его поставит, а нам останется только провести его. Также давайте сразу проведем приходную накладную, чтобы товар прибыл на склад.
Компания Идея - Закупка необходимых материалов для производства
ООО Идея - Как проверить формулы в 1С
Компания Идея - Как создать Заказ поставщику в 1С
Как создать Приходную накладную в 1С УНФ - компания Идея
⬇ ⬇ ⬇
Подытожим, поняв, что не хватает какого-то товара, закажем его и отметим, что этот товар будет сразу зафиксирован под Заказ покупателя и тут же встанет в резерв то количество, которое необходимо для заказа.
После выполненных манипуляций, посмотрим состояние обеспечения нашего заказа и увидим, что теперь использовать фурнитуру для нашего заказа возможно.
Состояние обеспечения материалами - компания Идея
⬇ ⬇ ⬇
В документе можем поменять Изготовителя, а подразделение назовем - Цех сборки, это будет финальное подразделение, которое выпустит наш заказ.
Как настроить подразделения в 1С - компания Идея
Не забываем провести заказ. После обеспечения материалами заказа на производство, можно непосредственно заказать фасад и корпус. По умолчанию, программа делает все вместе, хотя можно оставить только необходимое, в роли изготовителя также укажем - Цех фасадов и заполним все по спецификации.
Как указать изготовителя в 1С - компания Идея
ООО Идея - Как заполнить заказ по спецификации
Используемая в примере универсальная эмаль, всегда какого-то цвета, поэтому не забываем фиксировать материал, который нам потребуется. Если продукция уникальная, каждый раз изготавливается под заказ, тогда можно называть спецификацию ровно под этот фасад, например, фасад шкафа заказа №4.

Получается новый Заказ на производство, номенклатура которого - Фасад шкафа, который производится в цехе фасадов, фиксируются необходимые материалы и операции, можно выбрать ответственного - слесаря Петровича.
Компания Идея - Заказ на производство в 1СУНФ
В материалах посмотрим остатки, на которых опять ничего нет, сразу сделаем Заказ поставщику, конечно, не забываем провести документ, иначе программа не даст оформить Заказ поставщику. Как делали уже выше, на этот заказ также оприходуем накладную, также под Заказ покупателя. Если заказывать ровно под Заказ покупателя, то товар также резервируется под конкретный Заказ покупателя, чтобы он был обеспечен материалом.
⬇ ⬇ ⬇
На основании Заказа на производство делаем документ - Производство, который, с одной стороны, зафиксирует Списание материалов, которые будем использовать, с другой стороны, фиксируется выпуск продукции в необходимом количестве.
Важный момент, в спецификации записывается расход на 1 квадратный метр, поэтому если в спецификации просто фасад шкафа для заказа номер 24, то можно сразу указать, что он 39 квадратных метров, тогда в выпуске будет отражена одна единица товара под конкретный заказ. Безусловно, можно указывать в квадратных метрах, тогда более удобно считать, но необходимо делать расчет, сколько на метр квадратной продукции потребуется квадратных метров материала. В примере заложены 1,1 квадратных метра.
Расчетом являются какие-то просчитанные нормы, либо в документе - Производство указать один, а в другом месте указать достаточное количество, которое посчитала программа. Обязательно проводим документ, а далее необходимо зафиксировать, какие работы выполнили. Для этого есть документ - Сдельный наряд, он и фиксирует выполнение работ.
В Сдельном наряде указываем Исполнителя, для которого фиксируется расценка. Необходимо заполнить количество план-факт, если операций много, то удобно сразу заполнять фактическое количество с помощью кнопки - Заполнить фактическое количество по плановому. И исполнителю начислится зарплата в определенном объеме.
Если не используется начисление сдельной оплаты, то расценку можно не указывать, тогда по стоимости будет 0, и просто зафиксируется факт выполнения работ. Важно указать состояние сдельного наряда, что он закрыт, лишь тогда начисляется зарплата. Это может быть механизм перехода для контроля начальником производства за работой сотрудников. Когда просто сотрудник сделал, а начальник производства перевес в статус - Закрыт, то есть проверил, только тогда фиксируется производство данного заказа. В примере сразу производим. Теперь те же самые действия следует сделать для корпуса, который нам необходим в единственном экземпляре. Обязательно делаем перезаполнение материалов по спецификации.
В нашем случае, корпус состоит из ЛДСП и кромки. Также на скрине выше посмотрим остатки, в данном примере они снова отсутствуют. Теперь можно перейти к заказу материалов не под один конкретный Заказ на производство или Заказ покупателя, а под несколько. Для этого перейдем в Закупки - Расчет потребностей и нажмем кнопку - Рассчитать. Программа показывает, что нам требуется - ЛДСП под этот заказ, а также фанера для полок и кромка. Сформировав потребности, можем легко сформировать заказ.
Формируется Заказ поставщику, который собран из нескольких заказов. В нем можно выбрать поставщика, выбрать стоимость, обычно указывается цена от поставщика. Можно зафиксировать, например, последнюю цену закупки. Снова проводим документ и делаем приходную накладную.
Заходим в Заказ на производство, который создал эту потребность. Можем отметить, кто будет исполнителем, хотя это не обязательно на данном этапе, возможно мы еще не знаем, так как производить будем только через месяц. Позднее можно сделать сдельный наряд и в нем указать исполнителя на каждую операцию. Делаем корпус, поэтому в подразделении установим - Цех корпусов, укажем фактическое исполнение. Видим, что в Сдельном наряде где-то стоит расценка, а где-то нет, ее можно указать вручную. После проведения документа также начисляется зарплата. И переведем заказ в состояние - Закрыт. Обратите внимание, программа говорит, что у нас в Заказе на производство указан - Цех сборки, значит необходимо указать - Цех корпусов, чтобы совпало со сдельным нарядом.
Стоит отметить, что выпуск продукции еще не произвели, просто выполнили работу. Можно указывать какие-то работы последовательно. Например, сделали распил ЛДСП, а в следующий раз соответственно, когда будем делать Сдельный наряд, в нем будет только оклейка кромки и нанесение лака. Таким образом можно последовательно фиксировать, кто и что сделал, как частичную работу, так и полную.
Теперь перейдем к выпуску продукции - корпуса шкафа, в таком случае спишутся материалы, которые были использованы для его производства.
Все выполненные или невыполненные операции, что необходимо произвести, видны в отчетах. Есть отчет, который показывает Заказы на производство, в нем отражена информация о продукции и операциях, которые необходимо произвести.
⬇ ⬇ ⬇
В Заказах на производство видим, что сделано, а что нет.
Обратите внимание, часть работ выполнена, а часть нет, потому что в сдельном наряде мы не указали количество. В данном примере, сделали это намеренно, поэтому откроем документ, в нем есть кнопка Связанные документы, которые показывают связь всех документов друг с другом. Из них видно, что есть сдельный наряд, отнесенный к Заказу на производство, в котором не указано фактическое выполнение, поэтому можем его заполнить.
А после проведения, операция будет зафиксирована. Можно отметить готовую продукцию, как частично, так и полностью, и выполненные операций. Таким образом видно, что и как мы должны сделать.
Далее проверим корневой Заказ на производство, обеспечен ли он всем необходимым. В программе видно, что у нас в принципе все в наличии для производства, и теперь на основании заказа делается выпуск продукции и списываются материалы.
На основании этого же Заказа на производство можно сделать предварительную сборку, которую необходимо будет реализовать, в сдельном наряде заполнится исполнитель и ему начислится зарплата. В день, когда установили продукцию, заполнить фактическое количество часов и закрыть наряд.
Теперь перейдем в Заказ покупателя, который является конечным, и делаем расходную накладную на нашего клиента. Получается весь цикл документов завершен.

Таким образом можно посмотреть, во-первых, все связанные между собой документы. Можем каждый из них открыть в любой момент. Делаются они один на основании другого, то есть достаточно быстро.
Предлагаю посмотреть еще такой отчет, как План-фактный анализ производства. Он показывает, сколько мы запланировали и сколько из этого реализовали. Отсюда можно понять, какие есть отклонения, где-то ровно запланировали, где-то скорее всего будут неточности.

Следует также посмотреть аналитику по сдельным нарядам, которая показывает, какие зарплаты кому положены, на основании выполненных работ. Можем увидеть, что запланированный план распила фасада на конкретного сотрудника был равен 5, а по факту выполнено 0.
Благодаря этому отчету, легко делать соответствующие выводы, отмечать какие-то ограничения, фиксировать время и видеть разницу между тем, что сделал исполнитель и тем, что планировалось. Например, план по распилу - час, а факт - 5 часов.
⬇ ⬇ ⬇
Полезно посмотреть, какие на сотрудников были сделаны начисления и удержания. Детализировать, сколько сотрудники заработали по операциям и по номенклатуре. Видно, что Иванов Иван Иванович нанес лак на корпус шкафа и сделал оклейку кромки, при этом заработал столько-то рублей. Естественно, все это можно детализировать до каждого документа движения, то есть до сдельного наряда.
Наличие всей вышеперечисленной информации отлично подходит для производства. Благодаря ей, легко доступны данные о всех списанных материалах, выполненных операциях, когда были сделаны те или иные работы. Правда, в привычном виде в программе кое-чего не хватает и обычно мы дорабатываем такой момент, как планирование операций по ресурсам, чтобы можно было нажать кнопку и автоматически запланировать, что делает Вася, Петя и слесарь Петрович. Для этого мы разработали диаграмму Ганта, которая как раз показывает этот механизм. В целом, все что было описано выше, это типовой функционал, который есть в каждой 1С:УНФ.
Наша компания занимается автоматизацией с 2009 года.
Мы работаем на базе 1С, Битрикс24, amoCRM, Yclients, МойСклад, Power BI, Mobi-C, Агент+.

За годы работы мы автоматизировали более 400 компаний, в самых разных сферах бизнеса от производства тягачей для ядерных ракет, до производства молока и организации детских праздников.

Запишитесь на бесплатную консультацию

Наш эксперт перезвонит Вам в течение рабочего дня
и ответит на все Ваши вопросы
Нажимая на кнопку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.